Безжелезные оголовья для начала работы. Зачем?

Почему я начинаю работу с лошадью на безжелезных оголовьях? Расскажу в этой статье.



В качестве предисловия, расскажу почему я вообще считаю себя вправе говорить на эту тему :). За последние несколько лет у меня в работе и тренерстве в основном были молодые или требующие специального подхода лошади. Так уж вышло, что любительский сектор лошадей страдает особенно сильно от недостатков базовой подготовки. Любителю довольно сложно найти тренера, серьёзно относящегося к его запросам. Иногда, такой любитель с тягой к развитию, находит меня и мы вместе стараемся решить проблемы и набросать схему тренинга, которая будет учитывать все факторы, такие как уровень лошади, уровень любителя, проблемы по здоровью лошади или особенности её характера. Несмотря на то, что я искренне считаю, что любая система должна быть очень гибкой и подстраиваться под определённую пару человек-лошадь, у меня есть перечень основных пунктов подготовки, с которыми я хочу поделиться с вами.

Работа с лошадью, неважно, молодой, или имеющей проблемы, для меня всегда начинается с земли. В частности, это работа на корде и в руках. В этой статье мы не будем разбирать конкретные упражнения, которые я делаю. Однако главных аспектов все равно коснёмся.

Итак, первое, что нам необходимо уяснить для себя, что безопасность общения лошади и человека дороже всего. А это значит, что начинать мы будем именно с дисциплины. Вот тут-то мы и подходим вплотную к теме нашей статьи. Выбор снаряжения на данном этапе может как помочь, так и испортить всю картину тренинга. Обычно, как мы видим работу любителя? Вышел с поседланной лошадкой, естественно сразу на уздечке, возможно уже с затянутым капсулем, а то и соплей, скорее всего ещё есть что-то типа мартингала. Сел и поехал: два круга шагом, две рыси по десять минут и галоп. Иногда, если лошадка весёлая — погонял на корде, конечно на уздечке, чтобы спустила пар. Ни о каком тонком взаимодействии речи не идёт. Да и прогресса в езде как то не видно. Вот она моя лошадь, несётся колбасой, и не останавливается, даже если я ей рот буду перепиливать. Да и на шенкель отвечает через пол круга...
Давайте смотреть правде в глаза, это МЫ НАУЧИЛИ нашу лошадь НЕ РЕАГИРОВАТЬ на воздействия.

Со страниц умных книг старые мастера нам говорят о необходимости сохранения «свежего» рта, чтобы лошадь реагировала на мягкие воздействия пальцев. А теперь представим, что происходит для лошади в момент воздействия поводом среднестатистического начинающего конника? В большинстве случаев, он ездит либо на «брошенных верёвках», когда повод натягивается для поворота, замедления и остановки, либо в плотном контакте на коротком поводу, поднимая голову лошади и прогибая её в шее. Ни в том, ни в другом случае, правильного взаимодействия с ртом лошади не происходит. Вывод: зачем тревожить такую нежную часть лошади, как её рот, прежде, чем мы научимся правильно применять средства управления?

Итак, мы возвращаемся к началу нашей работы, установлению дисциплины. Для работы над этой частью взаимоотношений с лошадью железо не нужно категорически, более того, оно будет только мешать. Я использую на данном этапе простой или верёвочный недоуздок, либо кавессон, в зависимости от поведения и чувствительности каждой конкретной лошади. Прежде чем начинать занятия на дисциплину, необходимо НАУЧИТЬ лошадь правильно отвечать на оголовье. Лошадь должна уметь уступать оголовью, то есть уходить от давления прикладываемого на разные участки её головы. Человек должен иметь возможность опустить голову лошади, поднять её, повернуть влево-вправо, вытянуть шею и осадить лошадь на один-два шага через воздействие на спинку носа.
Следующий этап, после освоения дисциплины, это работа в руках на кавессоне. Мы учим лошадь в движении мягко уступать на минимальные сигналы кавессона: сгибаться в затылке влево и вправо, поднимать и вытягивать шею.
Давайте разберём, почему именно на кавессоне.


За счёт его положения и фиксации на морде лошади, кавессон (или капцунг), единственное оголовье, которое идеально подходит для работы на корде. Центральное кольцо позволяет контролировать сгибание лошади на расстоянии, как никакое другое средство управления. За счёт центрального кольца можно научить лошадь сгибаться в затылке, шее, и во всем теле без заваливания затылка. Также, металлическая часть в кавессоне не позволяет лошади игнорировать его. В то же время, даже если лошадь «подыграет» или решит уйти с корды, её рот останется невредимым. Правильно подогнанный (о подгонке будет отдельная статья) кавессон позволяет человеку использовать минимальные сигналы, которые лошадь услышит на другом конце корды. Также, фиксирующий подбородный ремень не даёт кавессону перекручиваться и травмировать глаз лошади, как это часто бывает с недоуздками. Плюс, этот же ремень позволяет не затягивать слишком плотно капсуль кавессона, потому что именно он отвечает за стабильность кавессона на голове лошади.

Дальнейшая ступенька: работа на кавессоне на корде. Правильно подготовленная во время работы над дисциплиной лошадь сможет сохранять оптимальное для диаметра вольта сгибание на расстоянии от человека, все воздействия через корду и кавессон будут ей понятны. Потратив на такую подготовку столько времени, сколько нужно паре, у человека и лошади появляется возможность не просто выпускать пар, но и работать на корде. Что особенно важно — работа будет возможна без использования дополнительных поводьев любого типа.

Обратите внимание на способ прикрепления корды: лучше, если корда пристегивается к кавессону не карабином, а ремнем с пряжкой, так меньше вероятность повредить нос лошади.



Освоив работу на корде, а чаще всего параллельно, мы приступаем к работе в руках. Когда лошадь уже прекрасно отвечает на минимальные сигналы кавессона и не стремится пойти на давление, я одеваю сайдпулл или хакамору, в зависимости от лошади. Чаще используется сайдпулл, для лошадей раньше работавших на трензеле, он гораздо понятнее, нежели хакамора. Плюс у хакаморы рычаговое воздействие, которое сначала идёт на затылок лошади, потом на спинку носа и затем на нижнюю челюсть. Новичкам я бы её не рекомендовала.
Последнее время я использую уздечку, сшитую для меня на заказ, которая соединила в себе все плюсы кавессона, сайдпула и обычного оголовья. О ней я расскажу отдельным постом.
Пару слов о подгонке сайдпулла. Я никогда не надеваю сайдпулл ниже, чем на два пальца ниже скулового гребня. На мой взгляд, сайдпулл не должен лежать на ноздрях лошади. Это большой риск повредить тонкую носовую кость, при негативном стечении обстоятельств. Если лошадь не отвечает на воздействие в безопасной зоне носа, я лучше буду использовать сразу трензель, или вернусь, если такая возможность есть, к отработке ответа на сигналы.



Во время работы в руках лошадь учиться легко отвечать на сигналы к началу движения, поворотам, остановкам, расширению и сокращению шага. Повышается внимательность к средствам управления. При желании больше углубиться в гимнастирование лошади на земле есть широкий набор упражнений для работы над асимметрией лошади, что в результате только улучшит и внешний вид лошади, и её верховые качества, не говоря уже об управляемости и внимательности под седлом.
Как видите, и при работе в руках нам не обязательно использовать трензель. Однако следующий этап тренинга для лошади, которую предполагается работать на железе, это конечно, работа в руках на трензельном оголовье. Лошадь, которая уже познакомилась с работой в руках на сайдпулле, выучила сигналы языка тела человека, а человек уже разобрался в силе воздействия и моментах применения средств управления, поэтому работа на трензеле идёт необычайно легко, будто бы и не было долгих лет сопротивления поводу. Хотя надо обратить ваше внимание на то, что ответу на трензель я учу так же, как и ответу на кавессон/сайдпулл: лошадь должна понимать, что я хочу от нее моментальной уступки на малейшее закрытие пальцев. Поэтому прежде, чем начать работать на уздечке в руках, мы повторяем всю работу над приучением к сигналам, которую мы делали на кавессоне: голову вверх-вниз, шею вытянуть-сократить, сгибание в затылке влево-вправо, прямое сгибание и осаживание на один-два шага.

Отдельно скажу про работу верхом. После того, как лошадь усвоила все команды на сайдпулле в руках, можно начинать работать без железа под седлом. Обычно, если лошадь натерпелась дискомфорта от неадекватного воздействия железа во рту, сайдпулл дарит ей возможность «вздохнуть свободно». Конечно, такая работа, как и работа на трензеле, не принесёт вам моментально сбалансированную лошадь. Однако избавит её от дискомфорта во рту, а это немаловажно, когда мы хотим создать оптимальные условия для мотивации лошади к работе. Нужно понимать, что никто не отменял работу над посадкой и обучение правильному применению средств управления, как шенкеля, так и повода! Особенно отмечу, что никогда безжелезное оголовье не станет панацеей от жёсткой руки всадника. Рукой все равно придётся учиться работать, даже если воздействовать будем на нос лошади, а не на её рот.
Для некоторых лошадей, воздействие на нос ощущается гораздо более дискомфортным, нежели на рот, поэтому в любом случае, для работы под верхом лучше исходить из предпочтений лошади, а не всадника.

Для своих лошадей, я использую безжелезные оголовья, когда не предполагается тонкой работы со сменами сгибания, например, при работе в поле. При работе на плацу я использую обычные уздечки с слабо застёгнутым капсулем (между спинкой носа лошади и капсулем свободно проходит три-четыре пальца) или вообще без него, если конструкция уздечки позволяет это сделать.

На фото ниже - первая посадка в седло на Синдереллу, на ней безтрензельная уздечка Rambo Multi Bridle.

При работе на вожжах я также использую безжелезное оголовье



Надеюсь, эта статья поможет вам переучить вашу лошадь реагировать на тонкие сигналы повода или безболезненно провести заездку и начальную выездку молодой лошади.