Невербальное общение. Язык тела.

"Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри — снаружи". И. Гете

 Для начала стоит дать определение двум основным понятиям, которыми мы будем оперировать в статье.

 

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела.

Стоит отметить что человек в большей степени считывает язык тела при коммуникации, это порядка 80% от общего количества информации получаемой в целом. Всего 20% отдается вербальному общению, смысловой нагрузке и интонации. По сути мы являемся профессионалами в невербальном общении, наше бессознательное в совершенстве считывает язык тела человека.

Мы непрерывно звучим, постоянно отражая в мир наше внутреннее состояние.

Плечи и грудь.

Давайте рассмотрим то, какую информацию несет только наш плечевой пояс и грудной отдел (некоторые варианты будут рассмотрены в комплексе).

Плечи, спадающие вперед — чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности. 

Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втяну­тым подбородком (более или менее склоненная голова, "втянутые плечи"): чувство угрозы и следующее из этого защитное поведение: известная беспомощность, чувство "ощети­ненности", хронический страх, нервозность, идущая из эмоциональных глубин неуверен­ность, боязливость (прежде всего при слабом напряжении). Становится понятным либо из особой ситуации, либо, если сохраняется постоянно, — это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности. 

Сжимание плечей вперед-наружу — при сильном страхе, ужасе. 

Свободное опускание плеч — наступившее чувство уверенности, внутренней свобо­ды, владения ситуацией. 

Отжимание плеч назад - чувство силы, собственных возможностей, активности, пред­приимчивости, решимость действовать, нередко переоценка себя. 

Попеременное поднимание и опускание плеч — невозможность что-то точно устано­вить, сомнения, раздумья, скепсис. 

Выпяченная грудная клетка (интенсивные вздохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких): 

"+": сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчи­вость, потребность в социальных контактах. 

"-": (особенно если подчеркнуто) чванство, "надутый" человек, "дутые" намерения, переоценка себя. 

Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, постоянно в легких лишь минимальное количество воздуха) — во многом идентично с положением, когда плечи спадают вперед:

"+": внутренний покой, известное равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.

"-": слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покор­ность, угнетенность (особенно при общем упадке сил). 

Руки упираются в бедра - потребность в усилении и упрочении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства.

 

Наше тело – это зеркало нашего внутреннего состояния. Очень важно понимать каким состоянием вы обычно звучите рядом с лошадью. Если у вас преобладает неуверенность, то лошадь в зависимости от своего психотипа будет вести себя либо нервозно, либо агрессивно.

Также важно осознавать, что меняя только язык тела, не задействуя внутреннее состояние, мы не достигнем желаемого результата, ведь так или иначе у нас будут проскакивать в теле свойственные нашему обычному состоянию нотки.

Темп движения.

Темп движения - тоже немаловажная, и достаточно информативная часть невербального общения:

Быстрый, бойкий - соответственно, живой темперамент, проворный, также — окрыленное настроение и радость (много темперамента — это значит быстрые внутренние процессы, быстрое возбуждение, быст­рые ответные реакции.

Слишком быстрый, поспешный — взволнованный, непостоянный, торопливый, нер­вный.

Mедленный, спокойный, расслабленный — уравновешенный, равнодушный, постоянный, обстоятельный, часто — следствие чувства превосходства и завоевание доверия.

Отчетливо медленный, вялый, безвольный — отсутствие темперамента, порыва, тя­жело возбудимый, с трудом схватывающий, флегматичный, вялый; также — в подавлен­ном настроении и грустный.

Убыстряющийся — знак горячности, импульсивности.

Замедляющийся — ослабевающий внутренний импульс, разочарование, недостаток двигающей силы.

Остающийся одинаково спокойным при различных обстоятельствах — трезвый, урав­новешенный характер, господствуют целесообразные жизненные установки. 

 

Попробуйте, отследить себя при работе с лошадью на корде, или проследите за собой во время обычного общения с друзьями, как ведет себя ваше тело, что вы чувствуете?

Для лошади все вокруг нее - информация! Абсолютно все. Глухой человек читает по губам и жестам рук. Таким же образом и лошадь читает нас, например, по осанке или другим невербальным сигналам тела. В действительности мы очень мало уделяем внимания своему телу, своим движениям, позе. И очень часто «шумим» и даем своим телом противоречивые сигналы, тем самым сбивая лошадь с толку. В итоге она прекращает всякие попытки нас понять. 

 Приведу цитату из книги «Танцы с лошадьми» (авт. Клаус Хемпфлинг):

 «Если мы хотим добиться единства с ними, с лошадьми, нам необходимо твердо знать, что даже малейшее движение нашего тела, передает чрезвычайно важную информацию вне зависимости от нашего положения – на земле или на лошади. Если мы хотим общаться с нашими лошадьми, то в первую очередь мы должны усвоить, что для них каждое наше движение имеет значение и смысл. Каждое движение становится словом, предложением. Параграфом, т.е. информаций. Психическое состояние человека считывается лошадью и даже переносится на нее…»